Бесконтактный бой и философия гармонии. Бразильскому национальному виду спорта учат даже 11-тимесячных малышей. В капоэйре есть пояса, обозначающие статус примерно, как в каратэ, но вручать их может только мастер. И такой специально приезжает в Челябинск из Бразилии. Встретиться с ним и научиться играть на инструментах, под которые исполняют капоэйру, удалось и Галине Федорченко.
Капоэйру сложно назвать боем. Скорее, она похоже на танцы с элементами ударов. Все движения продуманы и подчиняются особой философии, чтобы решать конфликты ещё до их появления.
Но не стоит думать, что тут только движения: капоэйра - это и пение, и хлопание в такт, и музыка.
Сергей объясняет: "- У меня в руках сейчас находится музыкальный инструмент, он называется беримбау. Он состоит из верги - это палка, араме - это струна, бакета - это палочка, кашиши - сумочка с камушками, добрау - камень и кабаса - это резонатор".
Беримбау, как и любой струнный инструмент, нужно настраивать. Кстати, играть на нём люди учатся годами. Мне же показали некоторые секреты, чтобы уже за один раз суметь воспроизвести простенькую мелодию.
Уровень мастерства спортсменов показывают вот такие пояса, которые варятся в специальном растворе. Теренсе - истинный бразилец и поклонник капоэйры - торжественно вручает их на церемонии батизаду. Говорит, если человек много тренируется, пояс начинает выцветать.
Сергей БАЛАСАНЯН, тренер по капоэйре: "Красный пояс - это пояс мастера, у меня сейчас зелёный пояс - это пояс тренера. Есть школы, в которых нет поясов и есть два состояния: ученик и мастер. Потом проходит определенное количество лет, ученик добивается каких-то успехов в капоэйре, он получает сертификат".
Теренсе долгое время занимался капойэрой, пока не произошла авария. Несколько лет назад перенёс серьёзную операцию на ногах, поэтому сейчас танцевать не может. Хотя, признаётся, капоэйра помогает выплёскивать эмоции.
Теренсе де Лима Гонсалвес, мастер капоэйры: "Капоэйра - это не только физические упражнения, это и занятия духовные. И когда со мной произошла эта катастрофа и моё тело перестало функционировать так, как мне этого хотелось, в моей голове до сих пор оставалась капоэйра. И она помогла мне восстановиться - сначала духовно, а затем и физически".
Челябинск - единственный город в России, где Теренсе посещает школы по капоэйре. Говорит, может так вышло случайно, а может быть, столица Южного Урала сама его выбрала. Главное, что здесь он нашёл себе новых друзей и стал авторитетом для юных челябинцев.
Галина Федорченко, Антон Ступко, СТС-Челябинск.
